Запел петушок!


          18 апреля 2017 года в Тульской художественной школе им. В.Д. Поленова прошел мастер-класс Аллы Ивановны Гончаровой по лепке филимоновской игрушки.

          Тульская художественная школа до наших дней сохранила традиции изготовления глиняной игрушки из деревни Филимоново, что расположена в Одоевском районе Тульской области. Со временем в народном промысле произошли большие изменения, но верно говорят: филимоновская игрушка не безымянна.* Семьи из поколения в поколение передавали секреты мастерства: Карповы, Дербеневы, Масленниковы, Зайцевы...

          Многие годы в художественной школе изучали традиции филимоновских мастеров и преподавали: Шаповалова Татьяна Алексеевна, Карасёва Елена  Михайловна… Сейчас с учениками «работает» игрушку Лукашёва Татьяна Владимировна.

          Уникальность состоявшегося мастер-класса Аллы Ивановны Гончаровой в том, что она является потомственной мастерицей, внучкой А.И. Карповой и несет в себе тот огонек любви к народной игрушке, что загорелся в какие-то незапамятные времена. Чтобы убедиться в этом, достаточно  понаблюдать за Аллой Ивановной: за пластикой ее рук, уверенными приемами лепки,  шутливыми и точными комментариями, в  которых скрыт огромный опыт и необыкновенное чутье в понимании природной красоты и пластики.

          Говорят, что искусство начинается с удивления. Филимоновская игрушка –  солнечная, нарядная, забавная – будто создана для пробуждения радости и желания творить. В самом деле, разве могут не удивлять эти необычные вытянутые формы, эти яркие краски, эти правдивые сюжеты: барынька на прогулке с детьми; всадник на коне; нарядная танцующая пара; доярка, ухаживающая за любимой коровкой; цыплята с наседкой и петушок… Настоящий восторг охватывает, когда видишь среди персонажей лисичку, держащую в лапах зеркальце! Или зверей, играющих на гармошке…

          На первый взгляд может показаться, что лепить народную игрушку может каждый, так она монолитна и лаконична. Но не тут-то было! Для того, чтобы овладеть этим мастерством в деревнях с раннего детства учились обращаться и ладить с «неслушной» филимоновской глинкой – «синикой». Обучались добывать и не путать с другой, очень похожей на нее «дурникой», от которой игрушки в печи разлетались на куски.Руки мастериц крепко-накрепко запоминали и потом с легкостью воспроизводили знакомые формы, а когда весь «арсенал» знакомых образов был освоен, наступало время для эксперимента и фантазии. Так и появлялся неповторимый авторский почерк народных мастериц: у одной все игрушки полные да крепкие, у другой изящные и утонченные. А орнаменты! У каждой – своя песня! Девушки из деревни Филимоново были завидными невестами, и хотя в других деревнях их в шутку называли «свистульками», заниматься промыслом не мешали, отпускали обжигать игрушку в родную деревню. Сейчас Филимоновскую игрушку узнают по всему миру, так она самобытна и неповторима. Некоторые видят в ней отголоски Архаики, другие – элементы искусства Древнего Египта. Ни с какой другой игрушкой ее не перепутать. Но интересно то, что даже радом, в соседних с Филимоново деревнях, таких игрушек никогда не делали, только горшки лепили. «Филимоновку» отвозили на ярмарки, именно там можно было продать ее подороже. Поэтому такие игрушки до времени прятали – берегли, чтобы никто не подсмотрел новый прием или сюжет, а те, что попроще, отдавали товарникам в большом количестве. Чтобы освоить мастерство, другого пути и не было: нужно было лепить и лепить игрушку. Лепить много, старательно, самозабвенно… Так, благодаря народным мастерицам сохранилась, а в послевоенные годы заново возродилась уникальная филимоновская игрушка. Она помогала людям не только выжить в тяжелые времена, но и берегла в человеческих душах память о предках и русских традициях, несла в жизнь радость и праздник.

       

 

       На занятии Аллы Ивановны Гончаровой игрушку лепили все: и дети, и преподаватели. Будто проснулась, пробудилась в их сознании древняя память, будто руки сами вспомнили нужные приемы...

– Свисток лепим только для курочек! – Серьезно объясняет Алла Ивановна.

– А как же петушок?! – Удивляемся мы.

– А петушок… Петушок и так красивый! У него хвост!

      И правда, хвост у филимоновского петушка чудесный: большой,  яркий, расписной! Иногда мастерицы  украшали его самыми настоящими перьями. И двумя связанными вместе перышками  делали роспись – «писали» игрушку.

         Приятно было  наблюдать,  с какой ловкостью дети  на занятии обращались с филимоновской глиной. Как виртуозно «раскрывали» они «желтикой» «поля» на обожженной игрушке, старательно и уверенно выписывали полосочки, елочки, зернышки. И вдруг… Взошло солнышко! И запел, запел филимоновский петушок!

 

 

* В статье использованы материалы из книги Л.Г. Сушко «Филимоновские волшебницы». Тула, 1988.


Иллюстрации


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Список иллюстрации


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Комментарии


Авторизуйтесь для добавления комментариев.


Нет комментариев

Авторы


География авторов


  • Ярославская обл.
  • Чукотский АО
  • Чувашия
  • Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО
  • Тульская обл.
  • Тамбовская обл.
  • Смоленская обл.
  • Северная Осетия
  • Саратовская обл.
  • Орловская обл.
  • Новгородская обл.
  • Нижегородская (Горьковская)
  • Мурманская обл.
  • Магаданская обл.
  • Курганская обл.
  • Красноярский край
  • Костромская обл.
  • Кемеровская обл.
  • Калужская обл.
  • Иркутская обл.
  • Дагестан
  • Бурятия
  • Астраханская обл.
  • Архангельская обл.
  • Свердловская обл.
  • Краснодарский край
  • Москва и Московская обл.

Характер статей


Сборники


Партнеры